История Табынской иконы слабо изучена и поэтому почти не освещена в исторической литературе. Имеется только три дореволюционных публикаций, посвященных ее исследованию.

Первую попытку систематизации  сведений о ней производил настоятель Вознесенской церкви села Табынского протоиерей Иоанн Гуменский. К сожалению, его первый труд «Сказание об иконе Казанския-Табынския Божией Матери» нам сейчас неизвестен, поскольку не был опубликован. Но общее представление о нем мы можем получить по публикации известного оренбургского историка Н. Чернавского, создавшего крупнейшую энциклопедию об истории Оренбургской  и Уфимской епархий, где несколько страниц посвящено и истории Табынской иконы[1].  Публикация содержит большую фактологическую информацию. Именно там Чернавский ссылается на это «Сказание», видимо, находившееся тогда в архиве Оренбургской ученой комиссии. Известно лишь, что это «Сказание» послужило прототипом последующего печатного издания[2], но публиковавшегося уже без авторства. Однако в справочной литературе[3] указывается, что именно о.Иоанном была проделана большая археологическая работа, сбор и систематизация материала. Многие письма свидетелей чудес адресованы именно к нему. А поскольку «Сказание» ценно именно фактическим материалом, то авторство правильнее приписать настоятелю Вознесенского храма села Табынского о.Иоанну. Хотя существуют значительные отличия и особенно в характере предания, которое видимо все же сократил при публикации Чернавский[4]. Вероятно, это произошло потому, что этот первый труд явился одной из причин тщательного расследования произведенного в 1856 г. епископом Антонием (Шокотовым)[5]. после которого предание было пополнено большим количеством деталей. Как явствует из текста «Сказания»[6], только в 1868 г. были добавлены тексты древних актов и описания чудес от иконы в 1870-72 годах из архивов о.Иоанна Гуменского.

«Сказание» уже в свое время получило большое распространение, и в нашем исследовании занимает одно из центральных мест. Из разных источников удалось выявить 5 изданий «Сказания», которые отличаются лишь прибавлением новых чудес.

1)       1870 [?] г. в г.Уфе.

2)       1872 [?] г. в г.Уфе

3)       1906 г. в г.Москве.

4)       1909 г. в г.Уфе.

5)       1914 г. в г.Уфе.

Вторым историческим исследованием является труд священника Николая Модестова, будучи действительным членом Оренбургской ученой архивной комиссии  он составил историко-археологический очерк о Табынской иконе, включив в него вновь выявленные материалы по истории села Табынского, Вознесенской пустыни и крестного хода в г.Оренбург и другие места Оренбургской епархии. Это также сугубо научное издание тех времен и, вероятно, не было широко распространено. Поскольку известно лишь об одном печатном издании 1914 г. в губернской типографии г.Оренбурга. Особенную ценность этот труд представляет тем, что это было первое критическое исследование истории о Табынской иконы. Священник Николай Модестов активно использует «Сказание» Гуменского. Представляя собой научно-историческое описание Табынского края, он приводит подробные сведения о развитии Крестного хода с Табынской иконой и ее прославлении. Ценность работы повышается значительным архивным материалом, который содержится в приложениях и даже сносках.

Кроме них Табынской иконой интересовались Чернавский и Игнатьев, посвятившие Табынской иконе некоторую часть своих исследований. Однако основными авторами остаются о.Гуменский и о.Модестов, и поэтому исторический обзор удобнее проводить в сравнительном анализе их трудов:

Оба автора разделяют историю иконы на несколько этапов: первый — происхождение иконы и ее первое чудесное явление, второй — исчезновение иконы и третий — новое чудесное явление и прославление иконы.

На первом этапе оба автора считают происхождение иконы достаточно древним. Они сравнивают ее с древними Московскими иконами Византийского письма XII — XIII вв. Отец Иоанн Гуменский даже предполагает, что икона была известна еще до появления башкир на Урале, т.е к тем временам когда на Южном Урале существовало Венгерское государство входившее тогда в состав Хазарии. Напротив о.Модестов выдвигает другую гипотезу, считая, что икона является самым ранним списком Казанской иконы, написанной в большем размере в качестве «местной» иконы иконостаса.

Первое явление иконы «Сказание» Гуменского не считает возможным определить точнее, чем в промежутке 2-ой половины XVIв. и 1-ой XVII в. Но все-таки не ранее 1676 г., когда произошло первое восстание башкир. Отец Николай же предполагает это событие в более узких пределах 1616 – 1676 гг. Затем, несколько соглашаясь со «Сказанием» в обстоятельствах первого явления, о. Николай Модестов уточняет события освидетельствования иконы. Причем в этот период он насчитывает второе чудесное явление иконы, пользуясь при этом не первоисточниками, а самим же «Сказанием».

Второй этап, связанный с исчезновением иконы о.Иоанн Гуменский связывает с периодом Башкирских восстаний. При этом он считает, что первое из них произошло в 1676 г., и в любом случае икона должна была исчнзнуть во время всеобщего восстания под предводительством Айдара и Кусюма, которое он относил к 1707 г. В «Очерках» о.Николай приводит аргументы в пользу более раннего исчезновения иконы, относя это событие ко временам первого восстания, т.е. к 1676 г.

Третий этап истории связывается со вторым чудесным явлением иконы. «Сказание», основываясь на предании, относит это к 1-ой половине XVIIIв., явно ранее строительства Богоявленского завода (1752 г.), который располагался между крепостью Табынск и местом явления иконы – солеными источниками. Это же событие, о.Иоанн, считает началом совершения крестного хода с иконой на святые ключи, наименованием иконы Табынской, и началом ее прославления в Уфимской провинции.

Модестов вполне согласен с датировкой второго явления, которое он считает третьим, уточняя, что икона вероятно была обретена раньше строительства Вознесенской церкви в селе Табынском, т.е ранее 1736 г. Оба автора считают, что второе обретение иконы случилось в 9 пятницу после Пасхи.

Установление крестного хода с иконой в город Стерлитамак оба автора согласно отмечают 1848 г., а в г.Оренбург — 1856 г. При этом историю Высочайшего утверждения крестного хода более подробно излагает о.Модестов. Развитие крестного хода по Оренбуржью о.Николай расписывает довольно подробно, основываясь на  материалах, которые находились, видимо, под рукой, но не предлагает ссылок. «Сказание» на этот же срок предлагает выписки по летописи Табынского прихода о произошедших чудесах от святой иконы, дополняя общую картину.

В советский период и постсоветский период прямых исследований истории Табынской иконы не было. В 90-х годах XXвека происходит подъем интереса к Табынскому краю как к наиболее древней истории русских в Башкортостане. В 1993 г. вышла книга А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана», а затем В.Н. Курмаева «Очерки истории Табынского края» (1994). Эти работы вводят важные исторические документы указанные нами в обзоре источниковой базы и, используя публикации о.И.Гуменского и о.Н.Модестова развивают историческую часть традиций почитания чудотворной Табынской иконы. Однако самой иконе посвящают лишь несколько строк.

 

Просмотр. (198)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.