фото02
Рис. 2. Оригинал чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Фотография начала XX в.

Проблема общей иконографии разделяется на две области: определение основных изографов ризы иконы и характер ликов. Некоторую помощь в реконструкции ризы могут оказать копии, которые датируются концом XIX – началом XX вв. Их достаточно много в храмах Уфимской и Оренбургской епархии,  но значительно отличаясь между собой, они скорее говорят об отсутствии единого оригинала. Вероятно,  они писались с таких же копий, поскольку Табынская икона была в походе круглый год, а в самом селе Табынском пребывала не более недели. К тому же без ризы икону никогда не показывали. Так, например, известный уфимский историк П.Ф. Ищериков, будучи очевидцем, рассказывает, что Табынскую икону никогда не видели без ризы. Икона всегда была укрыта или в парадную ризу — драгоценную, или в будничную с дешевыми камнями. В походы с иконой духовенство брало с собой обе ризы. Традиционно смена ризы происходила таким образом: после торжественного молебна икону с середины церкви уносили в алтарь, там переодевали в будничную ризу и затем снова выносили в церковь для совершения общих молебнов[1]. Большую помощь в работе представляют дореволюционные фотографии Табынской иконы, среди которых наибольшей информативностью отличается фотография (Рис. 1). Фотография была любезно предост

Рис. 5. Результат преобразования лика Спасителя по уровням цветности.
Рис. 5. Результат преобразования лика Спасителя по уровням цветности.

авлена нам историком А.В. Ганиным, и была опубликована в справочнике[2]. Это довольно подробный панорамный снимок, сделанный во время торжественных проводов 9 и 10 Оренбургских казачьих полков на русско-японскую войну в Верхнеуральске в 1904 году. О том, что это именно Табынская икона говорят ее характерные размеры, и заметный скос верхней части иконы. Изографическое сравнение этой фотографии и известных копий показало, что Табынская икона имеет большое количество совпадений с известным изографическим типом Казанской иконы. Основные линии  глаз, рта и носа, а также пропорции Ликов совпадают с греческим типом письма Казанского подлинника (Рис. 2).

Рис. 2. Оригинал чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Фотография начала XX в.

Но имеются существенные отличия, позволяющие говорить о различии Казанской и Табынской икон:

1) Икона более вытянута, от чего появляются дополнительные детали апостольника Божией Матери;

2) Изображение Табынской иконы несколько смещено влево, хотя композиция всей иконы остается уравновешенной;

3) Лик Богородицы сливается с ликом Богомладенца.

Рис. 3. Копия Табынской иконы без ризы.
Рис. 3. Копия Табынской иконы без ризы.

Так же интересна проблема нимбов. Их часто изображают с царским венцом и лучами, которые усыпаны драгоценными камнями. Между тем на фотографии (Рис. 1.) видно, что в самый торжественный момент риза иконы окружена простым нимбом, на котором можно отметить только царский венец. Исключение составляют достаточно редкие старинные копии, на которых икона передана так, как есть — без украшений и оклада. Фотография такой копии была любезно предоставлена ученым-этнологом И.Н. Филипповой (Рис. 3), которая много исследований посвятила изучению Табынской иконы.

Традицию изображения нимба можно объяснить как раз недоступностью иконы и свидетельством того, что копии писались с какой-то другой иконы. Вероятно, это копия, которая находилась до революции в Оренбургском кафедральном соборе. Именно об этой копии до сих пор существует оренбургское предание о том, что эту копию рисовали с оригинала, когда он находился в Оренбурге. По традиции для освящения иконы сложили вместе, а когда открыли, то лик на оренбургской иконе стал гораздо темнее. Вероятно, по этой причине многие последующие копии повторяют особенности оренбургского списка.

Изображение ликов всегда является ключевой проблемой в иконописании. Это наиболее важная часть в создании любой иконы, и тем более в рисовании такой широко почитаемой как Табынская. Главная сложность состоит в том, чтобы точно передать духовное настроение иконы. Для этих целей копии оказываются малопригодны ввиду вышеназванных причин. Поэтому мы вновь обращаемся к начальной фотографии иконы.

Рис. 4. Результат преобразования лика Богородицы  по уровням цветности.
Рис. 4. Результат преобразования лика Богородицы по уровням цветности.

Путем несложных преобразований в любом фоторедакторе можно получить более ясное представление о лике иконы. Так, на ниже представленном рисунке (Рис. 4) демонстрируется результат такой модификации, на котором становятся видны не только положение основных элементов лица: бровей, век и носа — но и настроение. Конечно, качество оставляет желать лучшего. Но все же заметны важные детали, позволяющие составить представление о настроении: взгляд Божией Матери направлен на Спасителя, а веки, вероятно, полузакрыты.  Это может дополнить описание  в «Сказании»: «Лик Богоматери и Богомладенца изображены правильно; но в них видна, при необыкновенной простоте — и выразительность истинно Божественная, в особенности в лике Приснодевы отражается небесное величие и вместе материнское милосердие»[1].

Рис. 5. Результат преобразования лика Спасителя по уровням цветности.
Рис. 5. Результат преобразования лика Спасителя по уровням цветности.

Очевидно, что лик был ясно различим, что и позволяло о. Николаю Модестову сравнивать Табынскую икону с древними московскими святынями. Часто на копиях лики прояснялись чудесным образом. Например, в Орском женском монастыре в 1903 году прославилась чудотворностью копия Табынской иконы Божией Матери. Сначала она, будучи темной, стала часто проясняться. Затем, вероятно, благодаря проявленным чудесам икона стала известна не только всему городу, но и Оренбургскому губернатору[1].

Таким же образом из основной фотографии был получен лик младенца Христа (Рис. 5.), на котором голова Спасителя на три четверти обращена к Богородице.

Суммируя высказанное, можно говорить, что Табынская икона является редчайшим образцом древней иконописи не позже конца XV века и отражает все особенности греческого письма. Иконописцам можно рекомендовать  избегать неоправданных повторений украшений ризы и иметь ввиду,  что Табынская икона содержит существенные отличия от Казанской. При этом  следует обратить внимание на  лики, в написании которых лучше ориентироваться на образцы греческой иконописи периода расцвета XII-XV вв. Скорее всего, под термином «правильно» о.Иоанн подразумевал живописность, а не иконописность. Но, во всяком случае, взгляд Божией Матери наполовину прикрыт веками и направлен на Спасителя, голова которого повернута к Богородице на три четверти. Все это вместе должно усиливать духовное настроение, выразительность и материнское милосердие.

Просмотр. (758)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.